Академик Фролов Иван Тимофеевич

Симпозиум 2015

СИМПОЗИУМ ПАМЯТИ АКАДЕМИКА И.Т. ФРОЛОВА.

9 октября 2015 г. в рамках 7-го Российского философского конгресса в Уфе прошёл симпозиум «Новые технологии и проблема совершенствования человека: памяти академика И.Т. Фролова». Вёл симпозиум зав. сектором ИФ РАН П.Д. Тищенко.

Первый президент РФО академик И.Т. Фролов был инициатором проведения в России философских конгрессов. Он выдвинул эту идею и возглавил работу по организации Первого (Петербург, 1997) и Второго (Екатеринбург, 1999) Российских философских конгрессов. Импульс, который придал И.Т. Фролов конгрессному движению, оказался столь мощным, что оно успешно развивается сегодня. Когда И.Т. Фролов приступил к организации Первого философского конгресса, российское философское сообщество было разобщённым и дезориентированным. Конгрессы позволили философам России выйти из этого состояния и держать руку на пульсе философской мысли страны.

Академик И.Т. Фролов был инициатором ряда научно-философских направлений (биоэтика, виртуалистика, танатология), в которых изучается взаимодействие развития человека и новейших технологий, в особенности таких, которые непосредственно оказывают воздействие на природу человека. Интересно отметить следующий факт. Регистрация участников на конгресс стала своего рода открытым голосованием, общественным опросом по актуальности тех или иных тем исследований. В итоге, симпозиум, посвящённый развитию проблематики, основы которой заложил И.Т. Фролов, остался в Программе конгресса единственным симпозиумом, посвящённым персонально конкретному философу.

Постановка проблемы совершенствования человека в свете новых технологий вызвала большой интерес и на самом Конгрессе. На симпозиум пришли  и те, кто был зарегистрирован на других секциях и симпозиумах. На заседании присутствовало около 50 человек.

Открыл симпозиум член-корр. РАН Б.Г. Юдин. Он сказал, что в современной литературе немало внимания уделяется вопросам использования биомедицинских технологий в целях усовершенствования отдельных характеристик и способностей человека. В этой связи возникает вопрос: в какой мере идёт речь о совершенствовании человека, и в какой – о выходе за пределы того, что мы можем считать присущим человеку. Б.Г. Юдин заметил, что «постчеловек» или «трансчеловек» уже «поселился» в нашем мире постольку, поскольку он включён ныне в дискурс о человеке и его совершенствовании. Б.Г. Юдин высказался в пользу термина «улучшение человека», который в отличие от термина «совершенствование» не предполагает некоего идеального образца, к которому нужно стремиться. Акцент здесь делается на процессуальной стороне вопроса. В качестве примера когнитивного улучшения он назвал применение препарата риталин в сфере образования.

С докладом о философской концепции И.Т. Фролова выступил С.Н. Корсаков. Человеку, который в ходе глобальной деятельности порождает глобальные проблемы адекватно познание, включающее комплекс наук, по отношению к которому философия выполняет методологическую и мировоззренческую функции. Философия обеспечивает координацию, взаимодействие методов и влияет на направленность исследований. Вместе с тем, философия осуществляет этический контроль исследований посредством гуманистических регулятивов на всех стадиях: постановки проблемы, выбора средств, оценки полученных результатов. В этом заключаются теоретические основания гуманитарной экспертизы. Докладчик отметил опасности, которые могут возникнуть при спекулировании новыми технологиями «улучшения» человеческой природы в социально разделённом обществе.

В докладах на симпозиуме рассматривались различные аспекты совершенствования человека. М.В. Рахимова (Сургут) высказала идею о том, что известный в философии индуизма феномен гун работает в ходе интеграции знаний о человеке. Она продемонстрировала аналогию между совмещением гун и геномом человека. Н.В. Коротков (Киров) проанализировал различные модели совершенствования человека, которые выдвинуты в известных произведениях как научной   фантастики, так и жанра фэнтези. Вывод автора: научная фантастика содержит не столько тенденцию к технизации среды, сколько мощное стремление к её «сапиентизации» — от отдельных явлений до Вселенной в целом. Г.М. Минаков (Ростов-на-Дону) говорил о проблемах становления единой науки о человеке, о роли диалектической логики в противодействии невежеству и мракобесию.

Ряд докладов был посвящён вопросам биоэтики. Р.Р. Белялетдинов выдвинул тезис, что философские и этические дискуссии стали сегодня гуманитарной средой развития биотехнологий. Е.Г. Гребенщикова рассказала об использовании информационных и коммуникационных технологий в здравоохранении, о том, какие в этой сфере применяются этические принципы. С.Ю. Шевченко отметил, что в рамках биотехнологий особое значение приобретает проблема естественного, в особенности, когда лечение попутно приводит к физиологическому усовершенствованию.

Заинтересованную реакцию аудитории вызвали доклады о проблемах «конструирования» человека и траснгуманизма. В.А. Кутырев (Нижний Новгород) «ринулся в бой» против «антропофагов». Он обратил внимание на опасность тенденции неудовлетворённости природой человека, распространённой ныне в западной, а затем – и в нашей литературе. Докладчик считает такую тенденцию деструктивной, сбивающей человечество с пути самосовершенствования. А.Д. Московченко (Томск) напомнил об известном «проекте» автотрофного питания, возникшем в русском космизме. По мнению автора, эта стратегия позволит разрешить проблемы человечества. М. Кожевникова остановилась на этических проблемах возможного скрещивания человека и других живых существ, рассказала об исторических прообразах и возможных перспективах гибридизации и химеризации человека. С.В. Тихонова (Саратов) сжато и чётко изложила существо основных этапов эволюции идеологии трансгуманизма. Современная стадия развития этой идеологии базируется на презумпции безопасности технологий. Другим краеугольным камнем трансгуманизма является акцентировка права человека свободно распоряжаться своим телом. Невольно возникают вопросы о том, почему нужно столь доверять технологиям и как примирить права на своё тело с ответственностью за будущее рода человеческого. Вопрос о трансгуманизме выводит нас на проблематику судьбы человека и человечества. На этом аспекте специально остановилась Е.З. Бахтиярова (Томск). Если раньше судьба понималась индивидуализированно, то теперь тревога за судьбу человечества приводит оппонентов трансгуманизма к постановке вопроса об общей судьбе всего человечества.

В ряде докладов были подняты социально-этические проблемы применения новых технологий. В.В. Назинцев (Воронеж) говорил о феномене техноценозов: современная семья «разрастается» за счёт «маленьких ценозиков», в которых отдельные члены семьи общаются с виртуальными собеседниками из социальных сетей, с персонажами компьютерных игр. Виртуальное общение оказывается притягательнее реального. Проблематику виртуалистики продолжил в своём докладе М.А. Пронин. Он рассказал, как концепт «виртуальный человек» был востребован при решении практических проблем по предотвращению техногенных критических ситуаций, вызываемых «человеческим фактором». М.А. Пронин представил собравшимся свою новую книгу «Виртуалистика в Институте человека РАН».

Участники симпозиума получили возможность ознакомиться и увезти домой литературу, посвящённую комплексным, междисциплинарным исследованиям человека. Большой интерес вызвали книги: «Человек и его будущее», «Место и роль гуманизма в будущей цивилизации», «Новое в науках о человеке», изданные по итогам Фроловских чтений. Привлекли внимание монографии С.А. Пастушного и китайской исследовательницы Яо Ин о философских идеях И.Т. Фролова.

Российские философские конгрессы привлекают внимание философов из ближнего, а теперь и дальнего зарубежья. Философская концепция И.Т. Фролова получила на Уфимском конгрессе высокую оценку в докладе профессора Народного университета Китая (Пекин) Ань Циняня. Ань Цинянь внимательно изучает советскую философию и исторический опыт России, в частности, периода перестройки. По его мнению, философская концепция И.Т. Фролова есть не просто воспроизведение, как, например, у А.Ф. Лосева, но оригинальное развитие традиций русской философии в современных условиях. Эта концепция наиболее адекватна стадии глобализации и обострения глобальных проблем человечества. В идеях И.Т. Фролова Ань Цинянь видит воплощение практического гуманизма. По мнению китайского учёного сегодня академик В.С. Степин в своих работах продолжает развивать основные идеи И.Т. Фролова о месте и роли человека в условиях техногенной цивилизации. В этом Ань Цинянь видит преемственность в развитии российского философского сообщества

Г.Л. Белкина, С.Н. Корсаков