XVI чтения (2016)





Программа конференции

Институт человека. Идея и реальность.

(XVIФроловские чтения).

22 ноября 2016 г., 11.00,

Институт философии РАН, Гончарная ул., 12, 3 этаж, зал Ученого совета.

Открытие конференции – акад. А.В. Смирнов.

Презентация книги «Ценностные основания научного познания».

Фильм «Институт человека».

Акад. В.С. Степин – Современный антропологический кризис и поиск новых ценностей.
Акад. А.А. Гусейнов – О человечестве и человечности.
Акад. В.А. Лекторский – Воспоминания о будущем.
Акад. А.Г.Асмолов –Перспективы человека: историко-эволюционный подход.
Чл.-корр. РАН К.В. Анохин – Когнитом человека: происхождение, строение, перспективы исследования.
Чл.-корр. РАН Б.Г. Юдин – Назад к человеку.
Чл.-корр. РАН В.В. Миронов – Ценностная компонента человеческого существования.
Д.биол.н. С.А. Боринская – Гены и культурная эволюция.
Д.ист.н. М.Л. Бутовская – Эволюционно-стабильная стратегия поведения человека и репродуктивный успех.
Д.ф.н. П.С. Гуревич – Прогностические идеи академика И.Т. Фролова.
Д.ф.н. И.К. Лисеев – Междисциплинарный диалог как форма организации современного научного знания.
Д.псих.н. А.Ш. Тхостов – Для чего нужен Институт человека в наши дни.
Д.ф.н. П.Д. Тищенко – Институт человека: проект, устремленный в будущее.
Д.ф.н. М.С. Киселева – Институт человека как интеллектуальная идея и социальный контекст.
Д.ф.н. С.Н. Корсаков – Институт человека: будущее в настоящем.
Д.ф.н. В.Г. Борзенков – Институт человека: задуманное и сделанное.
Д.ф.н. Ю.М. Резник – Институт человека как научно-организационный проект гражданского общества.
Д.ф.н. И. Л. Андреев – Проблема человека начинается с появления человечества: антропосоциогенез.
Д.ф.н. О.В. Попова – Разработка этических проблем генетики в Институте человека.
К.псих.н. Г.Б. Степанова – Опыт междисциплинарного исследования в Институте человека РАН.
Д.ф.н. Э.М. Спирова – Человек и его эмоциональный мир.
Д.ф.н. И. Л. Андреев, А.Н. Назарова, А.К. Антонов, В.Н. Новосельцев – Взаимосвязь гормональной и нейрональной систем регуляции человека.
К.ф.н. Е.И. Ярославцева – Человек как проблема человека. Опыт наблюдателя и участника.

 

ИНСТИТУТ ЧЕЛОВЕКА: ИДЕЯ И РЕАЛЬНОСТЬ


22 ноября 2016 г. Институт философии РАН, Российское философское общество, журналы «Вопросы философии» и «Человек» провели XVI Фроловские чтения на тему «Институт человека: идея и реальность».

Чтения были посвящены четвертьвековому юбилею создания Института человека РАН. Институт человека был создан в системе Академии наук в 1991 г. в результате многолетней исследовательской и научно-организационной деятельности академика Ивана Тимофеевича Фролова (1929 – 1999). В 1980-е гг. И.Т. Фролов инициировал мощное интеллектуальное движение по комплексному изучению философии человека и глобальных проблем человечества. На подъёме интереса к этой тематике и возник Институт человека. В Институте человека было налажено исследование таких направлений, которые в силу своей междисциплинарности либо не находили себе места в структуре науки, либо изучались односторонне: биоэтика, танатология, виртуалистика. В канун 2005 г. Институт человека был закрыт, а на его основе создан отдел в Институте философии РАН. Ныне преемниками Института человека являются сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики и методологии междисциплинарных исследований человека.

Юбилейная дата, хотя и с некоторым привкусом горечи, невольно вызывает размышления об исторических путях, по которым шло и идёт комплексное изучение человека. Открывая конференцию, директор Института философии РАН академик А.В. Смирновотметил перспективный характер проекта Института человека, который подтверждается всем развитием науки, а также успехи, достигнутые научно-философской школой, связанной с именем И.Т. Фролова.

АкадемикА.А. Гусейноввернулся к мысли И.Т. Фролова о том, что человечество, чтобы выжить, должно перейти на принципиально новый уровень разумности и гуманности. Условием такого перехода докладчик назвал принятие абсолютного запрета на насилие. Человечество как субъект глобализации должно становиться единым. Но как возможно такое единство? До сих пор насилие было фактором развития, а национальные государства имели монополию на его применение. Если помыслить человечество не как абстракцию, а как следующую форму общности людей, то отказ от насилия можно назвать фактором её формирования.

АкадемикВ.А. Лекторскийпосвятил свой доклад междисциплинарности в изучении человека. Человек стал проблемой науки в целом и проблемой для самого себя, как о том писали философы-гуманисты XX века. Теперь под вопросом оказалось будущее человека и границы между человеческим и нечеловеческим. Редактирование генов открывает революционные перспективы. Когнитивные науки бросают вызов традиционному пониманию человека. Но при ответе на вызов важно не потерять сами основы культуры.

В своём ярком выступлении академик РАОА.Г. Асмоловговорил об исследовательской программе Института человека. Непростая задача целостного исследования – при всей сложности человеческого бытия. Человек строит своё настоящее как реализацию образа будущего. К нему должна применяться неклассическая эпистемология, учитывающая его активность, целеустремлённость и непредсказуемость.

Член-корреспондент РАН и РАМН К.В. Анохинрассказал об историческом опыте постановки изучения человека в 1930-е гг. во Всесоюзном институте экспериментальной медицины. Он продемонстрировал нереализованные архитектурные проекты зданий, предназначавшихся для проведения исследований человека. Позже на базе ВИЭМ была сформирована АМН СССР. К.В. Анохин рассказал также о современных исследованиях макроструктуры мозга человека.

В интересном докладе д.б.н. С.А. Боринскойбыл прослежен паралеллизм в изучении становления рода Homo различными методами: радиоизотопным, генетическим, археологическим, лингвистическим, мифологическим. Методы, которые традиционно относятся к разным областям науки: естественным, техническим, социальным и гуманитарным, дают изоморфные результаты.

Д.филос.н и д.филол.н. П.С. Гуревичговорил о проностике академика И.Т. Фролова. Как подлинный философ, И.Т. Фролов и сам в высшей степени обладал интуицией будущего, и был открыт новым идеям, поддерживал новые исследовательские направления. И.Т. Фролов придерживался принципа не упрощать видение будущего, когда любой ценой стремятся реализовать тот или иной однобокий проект. Ответ на вопрос о том, какого человека мы хотим создать, должна давать не наука, а философия. Но не всякая философия. Она сама должна быть гуманистической. Не в пример философии Ницше, где присутствуют истоки трансгуманизма. Нам ещё многое предстоит осваивать в идеях И.Т. Фролова.

Д.психол.н.А.Ш. Тхостовобратил внимание на опасность механицизма в психологии сознания и в изучении человека вообще. В качестве примера перехода механицизма в методологии в шарлатанство на практике он привёл известный проект «Россия-2045» с его планами «пересадки сознания» на искусственный носитель и т.п.

«Гвоздём программы» конференции стал доклад д.ф.н. М.С. Киселёвой, посвящённый идейным истокам проекта Института человека в творчестве М. Горького. И.Т. Фролов всегда подчёркивал приоритет Горького в выдвижении идеи создать такой Институт. Но до сих пор не было проведено специального исследования того, как творческие поиски Горького привели к возникновению этой идеи. Проделанная М.С. Киселёвой работа стала решением данной задачи.

Д.ф.н.И.К. Лисеевобратился к вопросам междисциплинарной методологии изучения человека. Тему продолжил д.ф.н. С.Н. Корсаков. Он попытался показать, на основе анализа каких объективных процессов развития науки И.Т. Фролов сделал вывод о становлении в будущем единой науки о человеке. С.Н. Корсаков вспомнил об уникальной атмосфере тех лет, когда И.Т. Фролов при поддержке научной общественности осуществил свой проект Института человека. Д.ф.н. В.Г. Борзенковговорил о значении Института человека для преодоления разрыва «двух культур»: естественнонаучной и гуманитарной.

Д.ф.н.Ю.М. Резниквернулся к теме проектного подхода в человекознании и в науке в целом, вспомнив в этой связи о работах И.Т. Фролова, Г.П. Щедровицкого, Б.Г. Юдина, О.В. Генисаретского, П.Д. Тищенко, С.С. Хоружего и др. В основе проектирования – выход за пределы возможного. По мнению докладчика важную роль в проектной деятельности играет феноменологический метод.

Д.ф.н.П.Д. Тищенкоговорил о прагматической стороне научно-философских исследований, которые должны быть повёрнуты лицом к социально-экономическим интересам общества. Он подчеркнул важность филососко-этического сопровождения современных научных исследований и технологий, приведя в пример опыт исследовательских центров США и Норвегии по экспертно-коммерческой деятельности и работе с общественностью в сфере гуманитарной экспертизы.

К.психол.н.Г.Б. Степановавспомнила о совместной работе в Институте человека РАН специалистов разных наук по проблеме человеческого потенциала, о сотрудничестве Института человека с другими научными институтами и международными организациями, о проведённых в ИЧ РАН междисциплинарных конференциях по проблеме здоровья, о комплексном изучении человеческого потенциала Парфеньевского района Костромской области.

К.ф.н.Е.И. Ярославцевав докладе «Человек как проблема человека. Опыт наблюдателя и участника» размышляла о специфике организационной структуры Института человека, коей присуща открытость, погружённость в сетевое взаимодействие, устремлённость в будущее, поддержка творческой индивидуальности.

В рамках Чтений участникам был продемонстрирован фильм 1986 г. из цикла телепередач «Очевидное – невероятное», посвящённый обсуждению идеи Института человека. В фильме принимали участие И.Т. Фролов, С.П. Капица, академики О.Г. Газенко и П.В. Симонов, поэтесса И.А. Ахмадуллина, режиссёр А.А. Салтыков. Прошла презентация двух книг. Одна из них – научная биография И.Т. Фролова, написанная С.Н. Корсаковым. Другая – сборник «Ценностные основания научного познания», составленный по итогам предыдущих Фроловских чтений. Фроловские чтения приобретают международную известность. Ранее в них участвовал профессор из Китая Ань Цинянь, а на последнюю конференцию приехал японский исследователь Ёичи Фудзии.

К.ф.н. Г.Л. Белкина, М.И. Фролова

(Институт философии РАН, Москва)