XV чтения (2015)





Программа конференции

«Ценностные основания научного познания»

(XV Фроловские чтения).

1 декабря 2015 г., 11 часов, 

Институт философии РАН, Гончарная, 12,

2 этаж, зал Ученого совета.

Открытие конференции – акад. А.А. Гусейнов.

Акад. В.С. Степин – Научная рациональность как ценность цивилизации.

Акад. В.А. Лекторский  - Может ли научное знание быть товаром?

Д.ф.н. В.А. Луков – Ценность возраста – тезауросный подход.

Д.ф.н. П.С. Гуревич – Преображение ценностей в квантовой парадигме.

Д.ф.н. И.К. Лисеев – О роли аксиологических факторов в оценке функционирования научных систем.

Д.ф.н. Е.А. Мамчур – Особенности эмпирического обоснования современного знания.

Д.ф.н. В.И. Аршинов – Междисциплинарность в науке как ценность.

Д.ф.н. С.Н. Корсаков – Влияние Канта на концепцию И.Т. Фролова.

Д.ф.н. П.Д. Тищенко – Многоликая наука: храм, рынок, арсенал…

Д.псих.н. А.Ш. Тхостов – Психологический смысл ценностного отношения к науке.

Д.ф.н. Ю.М. Резник – К вопросу о ценностных основаниях философии И.Т. Фролова (ретроспективный анализ).

Д.ф.н. В.И. Кудашов – Ценностные ограничения научного познания: можно ли выйти за рамки антропоцентризма?

К.ф.н. Е.О. Труфанова – Является ли научное познание идеологической конструкцией?

Д.м.н. Л.Ф. Курило - Проблемы определения статуса эмбриона и плода человека при использовании методов биотехнологии.

Д.м.н. В.Л. Ижевская – Клиническое применение полногеномного анализа: надежда и этические проблемы.

Д.ф.н. А.Е. Воскобойников – Ценностные стимулы научного творчества.

Д.ф.н. Э.М. Спирова - Любовь как грань человеческого бытия и познания.

Д.ф.н. О. Попова - Человек, его цена и ценность: к проблеме коммодификации тела в научном познании.

Д.ф.н. А.Н. Фатенков - Ценность философии и притязания её мировоззренческих конкурентов.

К.ф.н. М. Кожевникова – Гибридный человек будущего: об угрозе потери природы человека.

К.ф.н. М. В. Рахимова – Гуны и геном.

Д.ф.н. Е.Г. Гребенщикова – Ценностные основания «открытой науки».

К.ф.н. И. В. Бормотов - Парадигмальный сдвиг в ценностных основаниях современного человека.

А.Е. Разумов – Познание истинных ценностей.

 

XV ФРОЛОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

 

1 декабря 2015 г. в Институте философии РАН прошли XV чтения памяти выдающегося русского философа академика Ивана Тимофеевича Фролова (1929 – 1999). И.Т. Фролов ещё в 1970-х гг. говорил о необходимости совмещения когнитивных и ценностных аспектов в научном познании человека. В особенности, настаивал он, это необходимо, если происходит вмешательство в человеческую природу – генетику, психику, физиологию. В те времена всё это многим казалось утопией, сегодня – это – насущная проблема. Поэтому тема чтений – «Ценностные основания научного познания», вызвала большой интерес в Институте философии РАН и у коллег из других учреждений, вузов и регионов.

Открыл Чтения академик В.А. Лекторский. Он напомнил о том значении, которое имела деятельность И.Т. Фролова для нашей науки и философии. Особенностью мышления И.Т. Фролова была способность заглядывать далеко в будущее, обозначать пути познания, по которым мы идём сегодня.

В своём докладе В.А. Лекторский обрисовал эволюцию воззрений философского сообщества на проблему соотношения когнитивных и ценностных сторон научного познания: от былого противопоставления всё больше приходят к пониманию их взаимодействия. В обоснование нового понимания роли ценностей в познании В.А. Лекторский привёл мысль Маркса о том, что научное знание относится к сфере «всеобщего труда». При обмене и передачи знаний в выигрыше все участники. Знание не исчезает у того, кто им делится с другими. Поэтому всякая приватизация противна самой сущности научного знания. В наше время мы вступаем, таким образом, в весьма конфликтную сферу. Как быть со знанием, которое может затрагивать вопросы трансформации природы самого человека? Вот вопросы, которые встают перед научной философией, ярким представителем которой был И.Т. Фролов. Академик В.А. Лекторский подчеркнул, что философия не менее практична, чем прикладное знание, только в ином отношении. Она влияет на мировоззрение человека и общества, на стратегию принятия решений.

Выступивший затем проф. П.С. Гуревич говорил о трансформации ценностей в «квантовой парадигме». Если уточнить терминологию, то речь шла о хорошо известной в последнюю четверть века ментальности постмодернизма. Для этой ментальности не существует ни историзма, ни логики. Поэтому восприятие реальности приобретает фантомный характер. Происходит инфляция смыслов. Человеческая природа утрачивает константность. В этих условиях и расцвёл трансгуманизм, ценностная предпосылка которого – пренебрежение жизнью человека и человечества.

Д.филос.н. Е.А. Мамчурвыступила с позиций разведения познавательного и ценностного аспектов научной деятельности. Основное внимание докладчик уделила тем новым проблемам, которые возникают в теории познания в связи с переходом к изучению принципиально ненаблюдаемых объектов. Познаваемая реальность утратила человекоразмерность. В прошлое ушла теория отражения. Современный естествоиспытатель скорее конструирует реальность, чем отражает её. В современном познании проблема объективности отходит на второй план. Большую актуальность приобретают вопросы критики полученных результатов внутри научного сообщества. Тему нового типа отношений между субъектом и объектом познания продолжил д.филос.н. В.И. Аршинов. Он остановился на взаимосвязи идей экзистенциальной философии и квантовой механики. По оценке В.И. Аршинова парадигма современного познания – это парадигма сложностности. В этой парадигме поведение мира в целом может быть понято по модели единичного кванта.

Д.филос.н. П.Д. Тищенко остановился на проблемах функционирования науки в современном обществе и, соответственно, финансирования исследований. Тему продолжил д.психол.н. А.Ш. Тхостов, говоривший об известной «избыточности» науки в современном российском обществе. Д.филос.н.Ю.М. Резник сопоставил современное российское общество с перестроечным. Последнее было готово к тому, чтобы реализовать идею И.Т. Фролова об Институте, журнале и музее человека. Но «перспективы» человека остались в 80-х гг. прошлого века. Между тем, вопросы «фабрикации» человека настоятельно требуют гуманистического осмысления научной деятельности.

К.филос.н. Е.О. Труфанова рассказала о концепции конструкционизма в американской психологии науки. В идейном плане конструкционизм родственен конструктивизму в эпистемологии. В конструкционизме нейтральность субъекта познания отрицается, но с такой радикальностью, что саму истину рассматривают как инструмент социального влияния и власти в науке, а сциентизм – как идеологию. Подобное усечённое понимание науки не учитывает эвристичности как важной стороны научной деятельности. В этом наука выходит за рамки вопросов власти и влияния. С другой стороны, радикальная позиция конструкционизма сама выступает как своего рода идеология, нуждающаяся в критике.

Во второй половине дня заседания Чтений преобладали доклады прикладного характера. Д.б.н. Л.Ф. Курилоподробно осветила этические проблемы интеркорпорального оплодотворения. Д.м.н. В.Л. Ижевская рассказала о том, как результаты проекта «Геном человека» применяются для полногеномного анализа в медицине США. Генетическая диагностика постепенно становится столь же обыденной практикой, как забор крови. В результате удаётся диагностировать наследственные заболевания, некоторые формы рака на ранней стадии, возможные патологии развития плода, давать анализ предрасположенности к заболеваниям. В результате возникает проблема подготовки специалистов в области биоинформатики. Д.флос.н. Э.М. Спирова говорила о философско-психологических аспектах любви. Пребывающий в состоянии любви человек значительно меньше мобилизован, гораздо слабее того, кого сия «болезнь» не затронула. Но ещё Платон объяснил нам, что любовь есть тяга человека достроить свою целостность, стремление к совершенству. Человек находится в процессе становления, и в этом его уникальность. В докладе к.филос.н. О.В. Поповой речь шла о создании биобанков биолого-генетических образцов, о том, какие экономические и этические проблемы в связи с этим возникают. В частности: Какова стоимость телесных активов? В какой мере в биообразцах сохраняется индивидуальность их «биопроизводителя»? Каковы границы допустимого при серийном использовании препаратов из биообразцов, в частности, в отношении степени информированности согласия? Как отрегулировать вопросы патентного права на биообразцы? К.филос.н. М. Кожевниковапосвятила своё выступление социально-этическим и религиозным проблемам генетической инженерии, в которой происходит в той или иной степени совмещение в одном организме человеческой и животной природ. В ряде стран ведутся научные исследования в этой области, которые трудно контролировать. Направленная гибридизация человека стала возможной. Готовиться к этому надо не только биотехнически, но и философски. Как теоретически вписать в природу человека химер и гибридов? Понятие человек, возможно, придётся расширить.

Особенностью прошедшей конференции было активное участие представителей регионов России. Д.филос.н. А.Н. Фатенков (Воронеж) изложил взгляд на обсуждаемую проблему с позиций непозитивистского типа философствования. К.филос.н. М.В. Рахимова (Сургут) поставила вопрос о принципах интеграции в науках о человеке: в какой мере результаты, полученные в разных науках, могут дополнять друг друга? Редукционистский подход, по её мнению, в этом случае неприменим. Автор доклада высказала идею о том, что известный в философии индуизма феномен гун работает в ходе интеграции знаний о человеке. В докладе д.филос.н. Е.Г. Гребенщиковой шла речь о роли инноваций в современной биотехнологии, о формах аккумуляции финансирования на пилотные проекты, в том числе в Интернете. Она сообщила, что в последнее время вновь признан актуальным известный Асиломарский мораторий на потенциально опасные генетические исследования 1975 г., о котором в своё время много писал И.Т. Фролов. К.пед.н. И.В. Бормотов (Майкоп) говорил о парадигмальных сдвигах в ценностных основаниях современного человека. С.преп. З.Р. Садыкова (Уфа) остановилась на зависимости динамики ценностей общества от социокультурных изменений.

Фроловские чтения стали успешной формой развития научно-философского направления комплексного исследования человека. Новизна и насущность поднимаемых в докладах проблем каждый год привлекают внимание научной общественности.

 Г.Л. Белкина, М.И. Фролова